Энциклопедия советского рока

Энциклопедия советского рока

 
 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Я
ХРОНОЛОГИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РОК-ГРУПП
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ РОК-КУЛЬТУРЫ
Рок группы Казахстана
Санкт-Петербург •Ленинград•
Одна из первых групп, заложивших фундамент русскоязычного рока, была организована осенью 1969 г. студентом исторического факультета ЛГУ Владимиром Рекша-ном. Дебют группы — после годичного периода репетиций, сочинения песен и бесконечных перестановок в составе — состоялся в сентябре 1970 г. и сразу же сделал ее знаменитой: поэтически зрелые тексты, отражавшие мироощущение «бунтующего» поколения конца шестидесятых, незатейливые, но свежие мелодии, стоявшие на стыке ритм-энд-блюза и традиционного городского романса, агрессивная, эпатирующая манера поведения на сцене были еще достаточно редким явлением и выделяли «СПБ» на фоне массы англоязычных эпигонов «Beatles» и т. д.
В течение последующих двух лет «Санкт-Петербург» неуклонно расширял свою аудиторию, участвовал в популярных ночных концертах с польскими группами «Тест» и «Скальдове», способствовал созданию в Ленинграде первого объединения рок-музыкантов — т. н. поп-федерации.
Весной 1972 г. оригинальный состав «СПБ» — Владимир Лемехов (бас), Сергей Лемехсз (Барабаны), Михаил Мар-ский (клавишныз) — распался, и Рекшан, отыграв полгода в сопровождении музыкантов близкой по духу группы «Славяне», реорганизовал «СП5» в составе: Николай Корзинин (барабаны, гитара, вокал), Никита Лызлоз (фортепьяно, барабаны) и Виктор Ковалев (бас). В конце того же года к ним присоединился 17-летний виртуоз, гитарист
-217-
и скрипач Никита Зайцев. В 1973 г. группа достигла пика своей формы, однако по ряду причин вскоре распалась.
В начале 1974 г. Корзинин, Ковалев и Зайцев плюс пианист Сергей Курехин и барабанщик Михаил Кордюков дебютировали под новым именем «Большой железный колокол» и довольно быстро стали одной из самых популярных групп города. Рекшан и Лызлов вновь реорганизовали «СПБ», но ненадолго: к лету 1974 г. группа распалась окончательно. На протяжении следующего десятилетия бывшие «петербуржцы» несколько раз предпринимали попытки собраться вместе, занимались реализацией собственных проектов, в 1982—1983 гг. играли под «прозрачным» псевдонимом «Город», однако только весной 1987 г. после возвращения в ряды группы Никиты Зайцева (успевшего поработать в составе «Цветов» и других филармонических команд) «СПБ» сумел обрести необходимый баланс сил и дал сенсационный камбэк-концерт на ежегодном Рок-н-ролл-шоу Н. Васина. В последние годы «СПБ» продолжает эпизодически выступать на различных рок-праздниках, участвовал в V и VI Фестивалях Рок-клуба, выезжал на гастроли. В 1988 г. ПО «Видеофильм» сделало полнометражную ленту, посвященную группе.
Помимо своей музыкальной практики В. Рекшан известен и литературным творчеством: его перу принадлежат десятки рассказов и повестей, в т. ч. «документальное повествование» «Кайф», живо описывающее историю» «СПБ» и его участников. В 1987 г. в Лениздате вышла его первая книга «Третий закон Ньютона», а в 1990 — «Кайф» (что любопытно, с иллюстрациями С. Лемехова!).
В 1988 г. Корзинин и Зайцев создали на основе «СПБ» еще один проект — группу «Неприкосновенный запас» (Юрий Иваненко, Юрий Соколов, Юрий Задорнов, Александр Бровко), с которой записали альбом для фирмы «Мелодия» и удачно выступили на фестивале журнала «Аврора». В январе 1990 г. Рекшан с помощью сессионных музыкантов, но под именем «СПБ» записал звуковую дорожку к фильму «Панцырь».
Фигурирующий среди членов музыкального центра В. Киселева ансамбль «СПБ-2» (или даже просто «СПБ») никакого отношения к легендарной ленинградской группе не имеет, как не имеет и права на это название.