Энциклопедия советского рока

Энциклопедия советского рока

 
 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Я
ХРОНОЛОГИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РОК-ГРУПП
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ РОК-КУЛЬТУРЫ
Рок группы Казахстана
Градский Александр •Москва•
Один из основателей отечественной рок-музыки. Начал выступать еще в 1963 г. в ансамбле польских студентов «Тараканы», в МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1964 г. играет с группой «Славяне». В 1966 — организует новую группу — «Скоморохи». В первом составе участвовали также Александр Буйнов (бас) и Владимир Полонский (ударные). На протяжении 1966—1971 гг. в группе играли такие прекрасные музыканты, как Юрий Шахназаров (позднее — лидер «Аракса») — бас; Александр Лерман (позднее — «Ветры перемен») — гитара, вокал; Юрий Фокин (позднее — «Цветы») — ударные; Игорь Саульский (позднее — «Машина времени» и «Арсенал») — клавишные и другие. До «Скоморохов» репертуар групп, как правило, составляли песни «Битлз» и «Роллинг Стоунз», а рок-музыка являлась, скорее, музыкой для танцев. «Скоморохи» начали сочинять сами, пели уже по-русски. «Жена угольщика», «В полях под снегом и дождем», «Испания» и другие песни «Скоморохов» того периода позже появились на миньонах фирмы «Мелодия», а в 1987-м она выпустила альбом «Размышления шута», составленный из записей 1971—1974 гг.
В 1969 г. Градский, не порывая с группой, поступает на вокальный факультет института имени Гнесиных. В 1972 г. пишет музыку к кинофильму «Романс о влюбленных», ставшему для молодежи тех лет таким же событием, как в 80-х — «Легко ли быть молодым» и «Асса». По сути, это был первый кинофильм, в котором с экрана зазвучала рок-музыка.
Градский заканчивает институт, получает приглашение в оперу, но остается работать со «Скоморохами». В середине семидесятых осваивает синтезатор, и теперь нередко выступает один. Он уже не только играет на гитаре и скрипке, как в первые годы, но и владеет еще и клавишными, ударными, челестой и другими инструментами.
Александр Градский выступает и сейчас — чаще под акустическую двенадцатиструнную гитару — с балладами, романсами, бит-номерами. Но особый успех, пожалуй, ему приносит работа в грамзаписи. При работе над пластинками ему помогают музыканты «Скоморохов» Сергей Зенько (саксофон, флейта) и Владимир Васильков (ударные). Градский — автор балета «Человек» по мотивам книги Р. Киплинга «Маугли» и оперы «Стадион», посвященной трагическим событиям в Чили.
Сам Градский никогда не выпускал магнитофонных альбомов, и потому у всех его работ большой разрыв между датами записи и выхода в свет.
ДИСКОГРАФИЯ. Пластинки «Размышления шута» — Записи 1971— 1974 гг. (ВФГ «Мелодия», 1987), «Романс о влюбленных» (ВФГ «Мелодия», 1974), «Сатиры» Саши Черного» — запись 1980 г. (ВФГ «Мелодия», 1987), «Русские песни» (вокальная сюита) — записи 1976—1977 гг. (ВФГ «Мелодия», 1980), «Сама жизнь» (Песни на стихи П. Элюара) — запись 1981 г. (ВФГ «Мелодия», 1984), «Звезда полей» (Песни на стихи Н. Рубцо-
ва) — запись 1982 г. (ВФГ «Мелодия», 1986), «Утопия А. Г.» (ВФГ «Мелодия», 1987), «Флейта и рояль» (вокальная сюита на стихи В. Маяковского и Б. Пастернака) — запись 1983 г. (ВФГ «Мелодия», 1988), «Ностальгия» (сюита на стихи В. Набокова) (ВФГ «Мелодия», 1988), «Монте-Кристо» (ВФГ «Мелодия», 1989).