Энциклопедия советского рока

Энциклопедия советского рока

 
 
 
 
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Я
ХРОНОЛОГИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РОК-ГРУПП
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ РОК-КУЛЬТУРЫ
Рок группы Казахстана
Телевизор •Ленинград•
В 1984 г. из недр «Озера», игравшего доморощенный арт-рок, в Ленинграде появилась новая группа «Телевизор». Произошло это перед очередным фестивалем Рок-клуба. Новички «с колес» отыграли программу, удостоились звания лауреатов и стали одним из открытий фести-
-232-
валя. Чуть позже вышел дебютный магнитоальбом — «Шествие рыб», который характеризовал «Телевизор» как новую самобытную группу.
Популярность и всесоюзная известность пришли к «Т.» после второй, очень интересной программы «Отечество иллюзий» (вышедшей магнитоальбомом в 1987 г.). «Кто ты?», «Сыт по горло», «Выйти из-под контроля», «Дети уходят» — альбом получается удивительно ярким, боевым; холодный саунд оттеняет контрастно-горячий голос солиста, поэтическую и эмоциональную страстность — музыкальный аскетизм композиций и аранжировок. «Т.» сознательно придерживается позиций минимализма в музыке, не использует сложные инструментальные партии, разнообразие выразительных форм. «Я даю информацию», — говорил о том периоде творчества лидер группы М. Борзыкин. И музыка была фоном для подачи «информации». Группу обвиняли в плакатности, лозунговости — их социальные тексты, рефрены-призывы в самом деле были по-плакатному категоричны и резки, социальны и жестки в оценках и суждениях. «Телевизор» стремительно набирал популярность и имел поклонников во многих городах, особенно после очень успешного выступления на фестивале «Подольск-87». К тому времени в «Т.» уже не играют участники начальной формации Игорь Копылов (бас) и Игорь Петров (гитара, клавишные), перешедшие в эстетически более близкое им «Кофе», и группа выглядит так: Михаил Борзыкин — вокал, клавишные; Игорь Бабанов — клавишные; Александр Беляев — гитара и Алексей Рацен — ударные.
В 1988 г. «Т.» участвует в «Рок-форуме» в Вильнюсе, на фестивалях в Польше (июнь — июль) и Италии (июль), летом того же года выступает в Москве (вместе с «Алисой») и показывает почти полностью обновленную программу. Музыкальный аскетизм сменяется гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов уступает место более философско-рассудительным интонациям. «Пластмасса», «Музыка для мертвых», «Потребитель» — эти и другие новые песни записываются для альбома «Отчуждение». К сожалению, контрактуальные проблемы, вызванные неосмотрительностью участников «Т.», привели к тому, что альбом так и не вышел, хотя был
-233-
записан и готов к тиражированию. Как бы то ни было, песни «Отчуждения» все равно очень скоро становятся известны как в стране, так и за рубежом: почти весь 1989 г. «Т.» много гастролирует, а летом и весной выступает в ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. Сразу по возвращении группа приступает к работе над новым материалом и созданию собственной студии.
«Телевизор» оставляет гитарист Александр Беляев. Он приводит вместо себя Максима Кузнецова (из группы «Присутствие»), а вскоре после этого начинает работать в обновленном «ленинградском» варианте группы «Наутилус Помпилиус».
Последние песни «Телевизора», в которых много холода, одиночества, и внутренней энергии, весной 1990 г. попадают и на телевидение. Зимой 1990—1991 гг. группа распалась.
ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Шествие рыб» (1985), «Отечество иллюзий» (1987), «Отчуждение» (1988), «Музыка для мертвых» (1990). Пластинки: «Шествие рыб» (ВФГ «Мелодия», 1988). Кроме того, несколько песен группы вышло в сборниках независимых фирм грамзаписи ряда стран.